Графические технологии

Графические Технологии


(812) 490-77-55
Задать вопрос специалисту

Цифровая книга. Малотиражная печать и печать по требованию

Print-on-demand сегодня и завтра

Разговор о «цифровых» тенденциях в современных типографиях представителей компании «Графические технологии» руководителя отдела продаж Ольги Шушковой и директора Андрея Камченко с главным редактором журнала «Реклама и полиграфия» Александрой Кириченко.

директор Андрей Камченко
директор Андрей Камченко

Реклама и полиграфия. Какова ситуация на сегодняшний день на цифровом рынке, если мы говорим отдельно о Петербурге. И как развивается это направление в Москве?

АК. Сегодня на нашем рынке существует реальная проблема — проблема в непонимании участниками традиционной бизнес-модели «издательство-типография-ритейл» нового подхода, который позволит сделать издательский бизнес более гибким, подстраивающимся под динамичный книжный рынок. И если на Западе уже давно цифровая печать стоит у руля, и даже в Москве цифровые типографии развиваются большими темпами, в Петербурге ситуация не такая благоприятная.

В столице цифровая печать книг существует в больших объемах больше 5 лет. Но в основном это были академические/научные издания (ПИК ВИНИТИ, издательство «Наука») или корпоративные информационные материалы («Аскон», «Технологии Рекламы»). Высокохудожественные уникальные издания делал и делает NEXPRINT. За последние годы много новых игроков в Москве предлагают услуги печати книг по требованию и находят контакты с издательствами.

ОШ. Если говорить о передовых цифровых типографиях, где активно развивается направление print-on-demand, то это, в первую очередь, издательства при российских вузах. Причем для них печать по требованию — действительность уже нескольких лет. Более того, очередным этапом в развитии вузовского книгоиздания является интеграция издательско-полиграфического, библиотечного и информационного комплексов. В Петербурге среди таких вузовских центров — издательство при Политехническом университете, где реализован проект интегрированного комплекса книгоиздания по требованию. В январе этого года вРоссийском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена в рамках «Педагогической ассамблеи» состоялось открытие Года Учителя. Здесь был представлен комплекс, в состав которого вошла цифровая типография. Посетители выставки, заказав книгу в интернет-витрине, могли в режиме он-лайн наблюдать за всеми этапами печати по требованию – от поступления заказа до выхода готового издания.

руководитель отдела продаж Ольга Шушкова
руководитель отдела продаж Ольга Шушкова

РП. На данном этапе как вы продвигаете цифровое направление/Как вы работаете с потенциальными клиентами?

ОШ. Мы ведем переговоры как с типографиями, так и с издательствами Петербурга, которые зачастую уже имеют свою полиграфическую базу. И на данном этапе важна просветительская функция, так как пока еще не все понимают, что вообще представляет собой печать по требованию. Наша компания организовывает экскурсии в цифровые типографии, где на глазах у посетителей книга проходит полный производственный цикл буквально за считанные минуты. И конечно, это производит нужное впечатление.

РП. Как оцениваете ближайшие перспективы развития print-on-demand в Петербурге?

ОШ. Сегодня цифра работает в тандеме с офсетом. И не только эту тенденцию можно отметить. В Петербурге существуют свободные ниши рынка, которые можно занять благодаря установке цифровой машины. Например, в крупных книжных магазинах. Конечно, здесь хочется ориентироваться на Запад, где, например, крупнейший британский ритейлер компания Blackwell Limited, установил в одном из своих магазинов «книжный автомат» Espresso Book Machine, позволяющий напечатать необходимую книгу прямо из электронной базы. Покупатель в считанные минуты может получить твердую копию практически любого известного произведения.

И в Петербурге ведь кто-то может стать первым, а первым быть всегда хорошо.

Или можно привести пример калифорнийского издательства Bridge Publications, Inc, занимающегося малотиражным производством книг. До 2006 все производство было офсетным. В настоящее время Bridge Publications производит 95% своих книг цифровым способом, снизив общие затраты и сократив оборачиваемость капитала.

РП. Не так давно «Графические технологии» инсталлировали монохромные машины Xerox Nuvera, которые как раз позволяют печатать книги с меньшими затратами, чем на полноцветных. Каковы возможности этой ЦПМ? Что помимо книг можно на ней печатать?

АК. На промышленных монохромных машинах печатают два вида продукции: книги в широком смысле (включая брошюры, малые тиражи учебников, репринты учебных и научных материалов, раздаточные материалы для конференций, инструкции и т. д.) и массовую персонализированную (транзакционную) продукцию (счета, квитанции, выписки, сопроводительную документацию, директ-маркетинг). При цифровом способе печати каждый счет может содержать и персональную рекламную информацию. В качестве образца совмещения транзакционной и книжной продукции в одном предприятии можно привести пример Информационно-почтовой службы «М-СИТИ» в Москве.

Конечно, такого разнообразия работ, как на полноцветных, на монохромных машинах нет. Как цифровая машина является идеальным дополнением офсетной, так и черно-белая цифровая машина может успешно использоваться совместно с полноцветной. Причем, чаще всего, при печати брошюрованной продукции, останавливаются на черно-белых страницах блока и полноцветной обложке. На выходе получается сравнительно недорогое издание вполне презентабельного вида.

Кроме того, на современных монохромных машинах можно персонализировать продукцию, напечатанную не только на офсетной бумаге, но и на мелованных бумагах плотностью до 250 гр./м. кв.

У оборудования XEROX, работающего в сегменте коммерческой печати, есть еще одно преимущество, которое я не перестаю подчеркивать: понятный, адекватный сервис. В том числе и покопийный. И высказывания владельцев оборудования других марок, не пробовавших профессиональный (не побоюсь этого слова) сервис от XEROX или партнеров XEROX серьезно работающих на нашем рынке, меня попеременно то смешат, то удивляют. Так покопийный контракт для оборудования XEROX вышеупомянутые господа называют не иначе как «обдираловкой». Я пытаюсь понять что это: глупость или жадность? Интересно, пробовал ли кто-нибудь из них работать с рентабельностью 5%, которая зачастую случается у нас в покопийных договорах. Притом, что, присутствуя при общении людей из «вокругкнижного» бизнеса я слышу цифры 100-200% рентабельности?

Правда, нужно отдать должное, что факты взвешенного, прагматичного подхода к выбору оборудования тоже есть. Максим Румянцев перед покупкой Nuverы совершенно всерьез рассматривал оборудование другого производителя, несмотря на все мои (как, смею думать, профессионала) уверения, что по цене отпечатка и уровню сервисной поддержки конкурентов у нашей машины нет, а оба показателя для него важны чрезвычайно. И, даже, назначал дату презентации той, другой машины. Но когда встретился и поговорил с представителем организации, предоставляющей сервис на предполагаемое им к покупке оборудование – покочевряжился еще для виду – и купил Nuverу.

Так к чему это я? А, ну конечно: использование Nuverы предоставляет ее владельцу очень простую и прозрачную возможность - расчета затратной части проекта и себестоимости выпускаемой продукции.

РП. Если говорить конкретно о печати книг на Xerox Nuvera, какие перспективы открываются перед издателями?

ОШ. Цифра представляет интерес не только для крупных издательств, но и для небольших специализированных (а рынок Петербурга в основном своем сегменте — это как раз маленькие и средние издательства), «самиздата»…

Отпечатанный на цифре небольшой тираж позволит с маркетинговой точки зрения прощупать рынок, и если книга продается, можно печатать большой тираж на офсете или небольшими партиями по необходимости на цифре.

Хотя имеет место и обратная ситуация, когда, например, отпечатан большой тираж, но есть необходимость в нескольких эксклюзивных экземплярах. Их можно изготовить на цифре.

РП. Чаще мы говорим о малотиражке, условно, в 50, 100, 500 экземпляров, но нередко заказчику требуется всего один экземпляр. Ведь это тоже реально?

ОШ. Тиражи от 1-го экземпляра — это, например, публикация никогда ранее не издававшихся книг. Рост количества авторских сайтов, блогов, он-лайн сервисов для общения различных сообществ, так называемый «самиздат», является главным потребителем единичных тиражей изданий. Всем известны сайты, на которых начинающий (и продолжающий) автор может без особых затруднений выложить свои произведения в интернет и сделать их общедоступными. Но самому автору нужны печатные экземпляры! Без них он, увы, так и останется сетевым графоманом.

Кроме того, единичные заказы это элитные книги — репринтные издания и книги для фамильных библиотек в особняках. Современные цифровые машины могут довольно точно воспроизвести цветовой тон оригинала, а такая персонификация издания, как нанесение экслибриса или указание личных данные владельца, значительно увеличивает ценность издания.

Но здесь не стоит забывать о факторах, влияющих на себестоимость книги:

  • - при печати 1 экземпляра намного выше цена производственной ошибки
  • - должна быть полностью исключена любая "приладка"
  • - влияние простоев при переходе с тиража на тираж возрастает многократно.

А возвращаясь к примеру Espresso Book Machine, справедливости ради нужно отметить, что основа бизнес-модели здесь не в печатном станке, а в организации доступа к контенту.

Поэтому для того, чтобы запустить рrint-on-demand коммерчески осмысленным образом - нужно построить серьезную программную систему управления контентом и учета интересов правообладателей. А также подготовки и нормализации контента.

Распространение интернет-торговли, электронного книгоиздания и электронных библиотек формирует возрастающий спрос, который, в свою очередь, создает благоприятную основу для развития совершенно нового сервиса. Такой сервис подразумевает четкую организацию взаимодействия издательств или непосредственно авторов(владельцев контента), типографий и покупателей - книготорговых компаний, интернет-магазинов или конечных потребителей книг. При этом такая сеть должна обеспечивать полную прозрачность и безопасность операций с контентом, с тем чтобы владельцы контента могли в любой момент видеть — где и кем их контент был заказан и отпечатан. Интеграция автоматизированной системы получения и обработки заказов в цифровое производство книг, наличие авторизации доступа к электронному хранилищу, позволит предприятию занять лидирующую позицию в области освоения новых рынков.

Результатом такой интеграции должен стать запуск интернет-сервиса, позволяющего пользователям электронных библиотек заказывать и получать книгу в печатном исполнении в кратчайший срок, или предоставлять возможность клиентам интернет-магазина приобретать издания, тиражи которых были распроданы, а вероятность их переиздания стремится к нулю.

В обозримом будущем у нас появится возможность предложить систему с описанной архитектурой всем игрокам книжного рынка. Кстати сказать, отдельные компоненты системы демонстрировались в 2009 году на Московской Книжной Ярмарке в сентябре и на Полиграфинтере в ноябре.

РП. Понятно, что поставщиков оборудования волнует то, как будет развиваться print-on-demand. И наше интервью только подтверждает это.

АК. Я, с одной стороны являясь владельцем бизнеса по продаже оборудования для печати книг, с другой стороны покупаю от 5 до 15 книг в месяц. И, когда, я слышу от издателей, что продавать книги, напечатанные цифровым способом нерентабельно – я каждый раз начинаю сравнивать их слова с личным опытом.

Допустим одна книга, напечатанная на Nuvere, стоит для издательства120 рублей. Пусть поправит меня Максим Румянцев, если это не так. Но в магазине книга стоит минимум 160 - 170 рублей (причем на худшей бумаге и с худшим качеством печати блока). И это минимальная цена. А средняя цена покупаемых мной книг, я думаю, составляет 250 – 300 рублей за единицу. Да при таком раскладе издательству вообще не нужно печатать весь тираж, тратя дополнительные деньги на хранение, различные загрузки-разгрузки и, неся убытки от неполностью проданных тиражей. Напечатал 200 заказанных магазинами книг и тут же их развез по магазинам. Через неделю напечатал еще 300 заказанных – развез. Случилось, что заказали 150 – напечатал и развез 150. Мы же не покупаем сразу по 500 коробок тонера каждого цвета, чтобы потом в течение года отгружать их нашим заказчикам. Мы держим на складе полуторамесячный запас.

Наверное, я что-то не понимаю в издательском бизнесе…

ОШ. Компания «Графические технологии» работает далеко не первый год. Мы заботимся о том, чтобы нашим клиентам было комфортно на этом рынке, рассказываем о последних тенденциях. Для нас очень важен имидж нашей компании, поэтому мы уделяем большое внимание анализу перспективности развития print-on-demand на базе конкретного заказчика, помогаем найти решение, отвечающее потребности данного производства. Кстати сказать, в формировании имиджа компании важно все, начиная от фирменного стиля.

РП. Кстати, о фирменном стиле. Вы сейчас занимаетесь ребрендингом?

ОШ. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

КОММЕНТАРИИ ЦИФРОВЫХ ТИПОГРАФИЙ!

В 2009 году в Петербурге прошло несколько важных инсталляций, которые позволяют сегодня типографиям предоставлять услугу print-on-demand. В контексте разговора о печати книг по требованию мы не могли не пообщаться с представителями этих типографий и узнать их позицию.

Кирилл Евдокимов, директор типографии «Быстрый цвет»:

Xerox Nuvera была установлена у нас осенью прошлого года, и так как старт совпал с началом календарного сезона, то специального промоушена мы не делали — у нас хватало работы и на основном iGen3. Нормальные тиражи мы начали печатать на ней уже после Нового Года. Конечно, как у любого оборудования, у нее имеются и свои неоспоримые достоинства, и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать при работе. В целом мы машиной довольны, она стала неплохим дополнением к нашему «флагману». Раньше мы мало печатали «чернуху», так как себестоимость ее производства на iGen достаточно велика. С внедрением в нашу технологическую цепочку специального оборудования для ч/б печати в портфеле наших заказов стали появляться как простые листовые заказы (бланки, формуляры, материалы для презентаций), так и многостраничники тиражом в десятки и сотни экземпляров. Оптимальные заказы для этой машины — блоки для книг и журналов на «легких» бумагах — офсетке 80 гр., меловке 130 гр. и т. п. Также мы надеемся увеличить долю персонализированной продукции —впечатывать в офсетные листы переменные данные.

Если говорить о самой услуге print-on-demand, то на сегодняшний день она является больше рекламным ходом производителей оборудования, чем реальным рынком. Печатать книгу тиражом в 1–2 экземпляра нерентабельно как для нормальной типографии, так и для клиента — слишком велики начальные расходы на старт и препресс. Поставить на поток в коммерческой типографии единичные тиражи книг практически невозможно — время печати, конечно, минимально, а вот затраты на оформление заказа и постпечатную обработку велики. В идеале это должна быть максимально автоматизированная система интернет-заказа — клиент выбирает из базы свою старую работу, указывает тираж и на ЦМП приходит уже готовый макет, не требующий времени оператора и менеджера. Но пока реально (то есть с нормальным объемом различных заказов) работающих систем я не видел. С другой стороны, если рассматривать эту услугу как допечатку небольшого (50–100 экз.) тиража издания, то этот рынок уже сейчас есть и постепенно клиентов на нем становится все больше.

Юрий Ярков («Любавич»).

У петербургского издательского рынка есть ряд проблем, которые необходимо решать, и есть ряд стереотипов, которые нужно ломать. Маленькие и средние издательства, которых, безусловно, большинство, лишены маркетинга. Из десяти книжных проектов реализуется только один. Конечно, издательства несут серьезные маркетинговые риски. Но это не единственная трудность, с которой они сталкиваются. На сегодняшний день отмечается серьезный кризис розничной сети. Следующий момент — для российских издательств характерна неликвидность тиража в 30–50 %, нерациональные логистические затраты (транспортировка, складское хранение, утилизация)…

Цифровая печать может стать для издательств реальным маркетинговым инструментом изучения рынка. Можно, к примеру, напечатать небольшой тираж, распространить его по розничным каналам, посмотреть, как он реализуется, а затем уже печатать в соответствии со спросом на офсете или цифре.

У нас не так давно установлена Xerox Nuvera. Мы печатаем на ней не только книги, но и другую продукцию, например, бланки. Эта ЦПМ позволяет обеспечивать стандартные офсетные показатели. Один из мифов, который бы хотелось развеять, это высокая стоимость тиража на цифре по сравнению с офсетом. Каждый тираж необходимо рассматривать индивидуально. Мы предлагаем своим клиентам вполне конкурентоспособные цены.

Если говорить о моей точке зрения на издательский рынок и в частности перспективы print-on-demand, то в ближайшее время классическая бизнес-цепочка, связывающая издательства, типографии, оптовиков и розничные сети, уйдет. Мы уже сейчас ищем партнеров-издателей, нужные интернет-площадки и т. д. Скоро появятся совершенно новые операторы на издательско-полиграфическом рынке. И по моим прогнозам, это может случиться уже через год-полтора.

По материалам журнала “Реклама и полиграфия”

Графические технологии
Copyright © 2005—2024

Рейтинг@Mail.ru